Материалы

Акробатический рок-н-ролл

Июнь 25 2014

Рок-н-ролл (англ. – раскачиваться и вертеться) – парный бытовой импровизированный танец американского происхождения, получивший широкую известность в середине 50-х г. ХХ в., отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше. 

Возможно, вышеприведенное определение применимо к танцу тех лет, но совершенно не подходит к акробатическому рок-н-роллу конца 90-х.

Головокружительная акробатика в сочетании с бешеным темпом и сложнейшим танцем – вот что такое современный рок-н-ролл. Днем рождения танцевального рок-н-ролла считается 12 апреля 1954 года – день, когда на экраны США вышел фильм с участием Билла Хейли и его знаменитой мелодией «Рок вокруг часов» («Rock around the cloсk»). Под звуки этой песенки на экране зрители увидели танцующий дуэт, это было первое парное исполнение рок-н-ролла, и новый вариант танца, вслед за кино-героями, начала танцевать сначала вся Америка, а за тем и Европа. С 60-х годов стали проводиться самостоятельные конкурсы исполнителей танцевального рок-н-ролла.

Прошло несколько лет и в начале 70-х годов произошло событие в корне изменившее всю дальнейшую историю его развития. Швейцарец Рене Сагарра объединил специфические рок-н-ролльные танцевальные движения в единый законченный рисунок и тем самым «изобрел» современный спортивный рок-н-ролл. Этот новый вариант был взят на вооружение немецкой ассоциацией учителей танцев, и с тех пор рок-н-ролл стал уже не просто дискотечным танцем, а красивым и сложным видом спорта.

В каждой стране, в которой развивается акробатический рок-н-ролл, есть свои национальные федерации по этому виду спорта, а следовательно, и свои правила соревнований. Зачастую правила различаются по требованиям, предъявляемых к сложности акробатических элементов в программах, либо по продолжительности выступления пар или команд, либо по другим техническим» моментам. Но в каждой стране, взрослые пары разделяются на классы или категории), в зависимости от сложности исполняемых акробатических элементов, а детские – на возрастные группы. При этом в каждой категории участников предъявляются свои требования к исполняемым программам. Основной принцип деления: «От простого к сложному».

Соревнования по акробатическому рок-н-роллу на сегодняшний день проходят по четырем категориям сложности у взрослых, по двум возростным группам у юниоров и в категории “Формейшен” у юниоров и взрослых. Наиболее зрелищными являются соревнования по «М» классу (исполняется акробатика высшей категории сложности - полётная) и в категории "Формейшн". В категории «Формейшн» на площадке одновременно выступает 6-8 пар у взрослых и 4-6 пар у юниоров, исполняя одну программу с перестроениями на площадке и синхронным исполнением трюков, у взрослых. Так же существует категория «Формейшн-Кватро» - только четыре пары.

В соревнованиях различных классов исполнение акробатических фигур, или как еще говорят - трюков, строго регламентировано. Акробатические элементы в рок-н-ролле рассматриваются как украшение танца, его эмоциональные пики, так как именно соревнования по ТАНЦУ – есть его основа как вида спорта, и именно качество танцевального представления определяет лучших.

Однако с течением времени, акробатические трюки, исполняемые спортсменами, стали играть все большую роль в спортивном шоу и определении победителей. В рок-н-ролле трюки ценны не сами по себе, а во взаимосвязи с танцем. Такое положение коренным образом отличает акробатический рок-н-ролл от выступления смешанных пар в спортивной акробатике. Еще одним отличием является отсутствие в рок-н-ролле балансовых элементов, что так же связано с необходимостью сочетания между акробатикой и активным, динамичным танцем. Стойки и равновесия просто не соответствуют характеру рок-н-ролла. Кроме того, выступления танцоров проходят на жестком полу, а не на мягком гимнастическом ковре, что неизмеримо повышает ответственность спортсменов за качество исполнения трюков.

Судейство в акробатическом рок-н-ролле можно назвать субъективным. Для определения лучших пар на соревнованиях по рок-н-роллу, в судействе используют принцип сравнения. Суть его достаточно проста. Судьи не просто оценивают выступления пар и ставят определенное количество баллов за программу, учитывая «плюсы» и «минусы». Судьи сравнивают пары друг с другом, постепенно из тура в тур выбирая сильнейших. При оценке программы, каждый судья заносит в специальную судейскую карточку баллы, которыми он оценил выступающую пару. Судья оценивает выступление пары по 5-ти критериям: «Акробатика», «Техника ног», «Танцевальные фигуры», «Композиция» и «Общее впечатление». К оценке каждого критерия предъявляются определенные требования.

Развитие акробатического рок-н-ролла в России началось из Москвы, где в июне 1986 года открылась секция в ДСО "Локомотив" и был создан первый специализированный рок-н-ролл клуб, а в 1987году прошел первый официальный турнир.

Российская школа акробатического рок-н-ролла - наиболее ерспективная в мире не смотря на то, что является одной из самых молодых. Наши спортивные пары не просто наступают на пятки, а уже обошли многих признанных мастеров. Российские пары не раз завоевывали призовые места на чемпионатах и Кубках России, Европы и мира. Практически во всех последних международных турнирах в тройке призеров присутствуют российские пары.

На сегодняшний день рок-н-ролл представлен в 18 регионах России. Наиболее развит в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ростове-на-Дону, Калининграде, Самаре, Новосибирске, Уфе, Иваново, Самаре, Томске, Якутске, Благовещенске, Туле, Брянск.

В России регулярно проходят 5-6 крупных турниров, это Чемпионаты городов Москва и Санкт-Петербург, Кубок Дона (г. Ростов-на-Дону), Чемпионат и Кубки России, в каждом из которых принимает участие более 250 пар.